О будущем думать с детства
Минобразования РФ в июле 2012 года утвердило новые стандарты обучения для старших классов. Учащиеся 10-11- классов смогут выбирать, какие именно предметы им пригодятся в будущем, а на какие не стоит сосредотачивать свое внимание. Идею профильной специализации в старших классах позитивно оценивает большая часть экспертов. Но, как будет на практике реализовываться эта новаторская для нашей страны идея, пока не совсем ясно.
Мысль о том, что ученики сами смогут выбирать нужные им предметы, зрела в умах чиновников еще с 2011-го года. Тогда предлагали в числе обязательных оставить три базовых предмета – основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру и современную историю. Кроме того, подразумевалось, что учащиеся будут заниматься выполнением индивидуального проекта. Относительно других предметов, предполагалось, что ученик выберет еще семь, тем самым сформировав свое расписание.
Одна из главных задач профильной специализации в старших классах – индивидуализация процесса обучения, что позволит наиболее полно учитывать потенциал, склонности и интересы учеников, а также создавать такие условия обучения, которые будут отвечать идеям школьников относительно их дальнейшего образования в вузах или сузах.
Главные вопросы, которые предстоит учесть в ходе реализации проекта по внедрению профильного обучения:
— обеспечить глубокое прохождение некоторых предметов программы образования;
— сформировать условия для оперативного создания индивидуальных обучающих программ;
— увеличить потенциал социализации учеников, более действенно подготовить учащихся выпускных классов к дальнейшей учебе по выбранному ими профилю.
Реформа, касающаяся внедрения профильного обучения вызывает полемику на различных уровнях. Противники перехода на профильную специализацию в школах считают, что реформа послужит излишней профессионализации средних общеобразовательных учреждений. Другие полагают, что нововведение уничтожит уже имеющиеся наработанные практики, показавшие за десятки лет свою действенность.
Между тем, педагоги уже столкнулись с тем, что идея профильного обучения будет реализована в обязательном порядке. И теперь преподаватели пытаются решить дилемму – им необходимо, с одной стороны, выбрать наиболее результативные модели по созданию профильного обучения, и вместе с тем, не забыть и о классике, золотом фонде российского образования, чтобы в процессе профилизации, не пострадало качество обучения.